Клипы Sum 41


Rambler's Top100

Попса — что это такое?

Долгое время я пытался найти нормальное определение такого понятия, как «попса», но ни в одном из источником я не смог разыскать точного ответа на этот вопрос. Великая «Википедия» и та даёт лишь небольшую заметку об этом, тем самым, становится понятно, что всерьез этим вопросом ещё никто не интересовался. Думается, что зря. И раз уж до меня никто этим не занялся, то я сам решил изучить этот вопрос.

Большинство живущих на свете людей, независимо от того, каковыми являются их музыкальные вкусы, принимают за попсу легкую эстрадную музыку. Что-то вроде той музыки, которой можно вдоволь наслушаться, придя на концерт Премия Муз ТВ 2010 или другие подобные мероприятия. Такое мнение верно лишь наполовину. Попса — это куда более сложное и неоднозначное понятие. Мы же, как всегда любим упрощать, зачастую калеча первоначальный смысл. В общем, всё по порядку. Попса не ограничивается исключительно популярной эстрадной музыкой. «Тяжесть» и «лёгкость» музыки — это не показатели её «попсовости». Попса — это качественная характеристика, и сегодня она присутствует во всех музыкальных жанрах.

Если уж на то пошло, попса и в роке, что, вроде как, по определению невозможно. Что такое попса? Это музыка, которая является безвкусной, китчевой поделкой, созданной исключительно в коммерческих целях. «Китч» — от немецкого «ширпотреб» или «псевдокультура» — отлично выражает главную суть попсы — её бессодержательность и не оригинальность. А коммерческой может стать любая, даже бывшая в своё время творческой и талантливой группа.  Как это происходит? Создаётся рок-группа. Пока ещё она независима, не имеет своего издателя или продюсера, соответственно, на её творчество ничто не влияет. Группа выступает, пишет музыку и создаёт демо-запись. Находится издатель, который вкладывает в них деньги. После этого он хочет окупить свои затраты и начинает вмешиваться в творчество. Таким образом и происходит «опопсение» группы, когда издатель заставляет музыкантов идти на поводу у своего слушатиеля для получения прибыли.

<>Описанная схема, конечно, утрирована — в жизни нюансов гораздо больше, но в целом всё именно так и происходит. Иногда «попсеть» группа начинает после долгого творческого роста. Когда группа уже исписалась, а популярность её высока. Творческих сил уже не так много, а шоу-бизнес требует регулярного выпуска пластинок — так в погоне за тиражом, группа выходит в креативный тираж. Это достаточно распространённый случай многих рок-групп. Например, группа U2 в Москве билеты на концерты которой стоят огромных денег. И таких коллективов — превеликое множество. Все это справедливо исключительно для рок-сцены. В поп-мире все иначе, посмотрим, как.

Не нужно путать понятия «поп-музыка» и «попса». В чём-то может быть, они и схожи, но в большей части различны. Поп-музыка — дорога, красива, стильна, интеллигентна и по-настоящему популярна. Например, западная музыка 60-х годов прошлого века. Практически в массовом виде такой музыки не осталось, и лишь нескольких современных исполнителей можно отнести к данному направлению. Чаще всего поп-исполнитель, в отличие от рокера — это первоначально проект, а не творческих выпад. Лидером данного проекта является отнюдь не певец или группа, а их продюсер. Он заправляет всем. Певец — только лицо проекта, оболочка, фронт-мен. Поэтому для попсы так важны внешность и артистизм певца, а вокал, композиторские данные и другие таланты не так уж и важны. Задача поп-проекта — не творить, а быть раскрученным и хорошо продаваемым.

Иван Рожков.